Гора Святая в Крыму — история и необычные факты, как добраться

Крым Святая гора

Феодосийское побережье Крыма примечательно не только заманчивыми песчано-галечными пляжами и богатым туристическим кластером, но и необычным горно-вулканическим массивом, протянувшимся вдоль Черного моря от Коктебельской котловины до реки Отузки. Этот массив – Карадаг, который представляет собой остатки древнего потухшего вулкана, действовавшего на территории полуострова свыше 150 — 170 миллионов лет назад.

Самая высокая точка на Карадаге – гора Святая. Ее высота над уровнем моря составлы, как добратьсяяет 577 метров. Конечно, она не ровня таким крымским гигантам, как горы Роман-Кош или Бойнус-Тепе, которые выше Святой горы почти в три раза, но для Карадага эта вершина – главная живописная изюминка, на которую любят подниматься туристы.

Ведь с вершины горы Святой в Крыму открываются потрясающие панорамные виды на Черное и Азовское моря и лежащие у подножия Карадага поселки Коктебель, Курортное и Щебетовка. Не говоря уже о ясно различимых вдали горах Чатыр-Даг и Ай-Петри, которые расположены на Южном побережье Крыма.

Как выглядит Святая гора

Горя Святая в Крыму представляет собой округлый покатый купол, покрытый лесами и разнообразной растительностью. Ее поверхность сложена из пористого вулканического туфа – трасса, за счет которого она имеет зеленовато-серый оттенок.

С одной стороны горы находится родник Эфенди-Чешме – «источник верных», а с другой стороны – родник Гуяр-Чешме – «источник неверных». Вода в них не пригодна для питья.

Крым Святая гора

Крым Святая гора

Легенды Святой горы

В древности о Святой горе слагали легенды. Долгое время тавры, населявшие окрестности Карадага в то время, искренне считали, что на вершине горы живет Кали – богиня разрушения и смерти в индуизме. Они думали, что это Кали в гневе насылает на них громы и молнии, поднимает штормы в море и извергает с вершины горы камни, поэтому обходили стороной святилище грозной богини. От святилища Кали, по одной из версий, и сложилось название Святой горы.

Когда Крым заселили скифы, пришедшие из глубин Азии и смешавшиеся с коренным населением, возникла новая легенда о Святой горе. Скифы верили в пантеон греческих богов и поклонялись стихиям. Поэтому взамен изжившего себя мифа о Кали они придумали легенду об Артемиде – богине плодородия и охоты, которая, по их мнению, поселилась на вершине горы. Предположительно именно тогда скифы сложили на горе мегалит из высоких каменных глыб, который служил святилищем – храмом богини Артемиды. Сейчас остатки этих каменных глыб хаотично разбросаны по горе.

Позднее греки, колонизировавшие Крым, сложили легенду об Асклепии – всемогущем боге медицины, способном воскрешать мертвых. По преданию, Асклепий был сыном бога Аполлона и тоже избрал местом своего обитания вершину Святой горы, как это прежде сделали Кали и Артемида. Греки поднимались на Святую гору, поклонялись Асклепию и просили у него исцеления физических недугов.

Античная цивилизация давно канула в лету, но привычка поклоняться какому-нибудь божеству на Святой горе, передававшаяся из века в век, осталась. Горе приписывались сверхъестественные магические свойства, которые сохранились до наших лет.

В XVIII- XIX веках за Святой горой закрепилась легенда об Азисе – святом человеке неизвестного вероисповедания, похороненного под длинной каменной плитой на вершине горы. Позднее заботливые крымские татары, считавшие Азиса мусульманином, наизусть знавшим Коран, обнесли могилу металлической оградой. В советские годы могилу осквернили и уничтожили, но после развала Советского Союза власти восстановили ее и увенчали прямоугольным каменным надгробием. Сегодня мусульманские паломники регулярно поднимаются на гору Святую в Крыму, чтобы подправить могилу и освежить краску на ограде, а также поклониться святому старцу, покоящемуся под каменными глыбами.

Крым Святая гора

Крым Святая гора

Легенда о старце Азисе

Несколько веков тому назад в одной деревушке у подножия Карадага жил мудрый старец Азис, к которому обращались за советом местные жители. Азис знал ответ на любой вопрос и вел благочестивый образ жизни. К тому же он владел искусством врачевания, знал целебные травки и мог вылечить от многих недугов.

Каждое утро старец поднимался на Святую гору, опираясь на свой посох. Там он собирал травы, умывался родниковой водой и любовался панорамными видами окрестностей. Когда пришло время умирать, он созвал жителей деревни и велел им похоронить его там, куда упадет его посох, который он подкинул далеко ввысь. Чудесным образом посох полетел прямо на вершину Святой горы, которую любил старец. Изумленные люди поняли, что Азис завещает им похоронить его на вершине горы.

Азис умер, но жители деревни побоялись подниматься на гору и не похоронили его в первый день после смерти. Ночью на вершине горы Святой в Крыму разразилось нечто страшное: посох загорелся, а гора заревела и заходила ходуном, посыпались камни. Народ понял, что это Азис гневается на них за то, что они нарушили его последний наказ. Утром жители деревни отнесли тело старца на вершину, нашли место, где лежал кусок обугленного посоха Азиса, и похоронили его.

После этих событий на Святую гору была проложена тропа паломников разных вероисповеданий, которые поднимались на вершину горы и молились старцу Азису. Со временем люди заметили, что на могиле старца многие паломники получают исцеление от смертельных болезней и целенаправленно начали приносить на носилках тяжелых больных. Они молились старцу, а потом уходили, на три дня оставив больного человека на могильной плите, покрытой теплыми овчинами. Через три дня близкие больного возвращались и забирали выздоровевшего страдальца домой. Хотя были нередки случаи, когда больные умирали, а близким людям не оставалось ничего иного, как забрать бренное тело и приготовить его к похоронам.

Такая практика хождений на гору за исцелениями продолжалась вплоть до уничтожения могилы в советские годы, затем она была прекращена. Сегодня мусульмане и другие паломники просто поднимаются на вершину горы, ухаживают за восстановленной могилой и молятся Азису о своих проблемах.

Гора Святая является одним из мест Силы, которых так много в Крыму. Современными учёными установлено, что гора Святая обладает мощной геомагнитной энергетикой, источником искажения хода электромагнитных изобар (магнитная аномалия). Такое проявления особых свойств гео- и биомагнитной энергии, они старались объяснить исходя из привычных мифологических и религиозных представлений. 

могила старца на Святой горе

Как добраться до Святой горы

Гора Святая в Крыму находится в городском округе Феодосия и является частью Карадагского природного заповедника.

Она входит в маршрут экскурсии «Большой Карадаг», которая проводится сотрудниками научной станции поселка Курортное. Однако подъем непосредственно на гору во время экскурсии по Карадагу не предусмотрен, поэтому все желающие подняться на Святую гору, чтобы полюбоваться потрясающими пейзажами или помолиться перед могилой Азиса, должны согласовать свое желание с администрацией станции.

Те же туристы, которые хотят просто посмотреть на Святую гору, не совершая подъема на нее, и полюбоваться другими достопримечательностями Карадага, могут записаться на экскурсию «Большой Карадаг» по телефону: + 7 978 756-14-54.

Стоимость экскурсии составляет 600 рублей. Дети до 7 лет в сопровождении взрослых поднимаются на Карадаг бесплатно. Билет для детей от 7 до 14 лет стоит 400 рублей.

Экскурсия длится 4 часа.

Горы крыма

Полезно знать

Карадаг является охраняемым природным заповедником, поэтому подняться на гору можно только из поселка Курортное, предварительно купив билет на экскурсию. За выполнением этого требования строго следят сотрудники научной станции, поэтому попасть на гору из Коктебеля не получится. По крайней мере, законным путем.

А вот спуститься с горы после экскурсии, если туристы остановились в Коктебеле, можно сразу в Коктебель. Обратно с экскурсоводом возвращаются, как правило, только туристы из Курортного.

Добраться из Коктебеля в Курортное можно двумя путями: на автобусе, следующем с автостанции Коктебеля до научной станции, или на прогулочной яхте, совершающей морскую прогулку вдоль Карадага.

Из Щебетовки в Курортное также курсирует автобус.

Из Феодосии до научной станции Курортного следует автобус № 101.

Крым Святая гора

Крым Святая гора

Тайны горы Святой — рассказы очевидцев

В одно раннее июньское утро на высоком плато горы Карадагского заповедника мы увидели нечто удивительное. Стояла тишина.

На линии бесконечного морского горизонта появилась золотая кромка. И вдруг ровно в 4.00 со стороны горного леса зазвучал многоголосый хор птиц и зверей. Внизу, в Коктебеле, заголосили петухи. Первая вибрация солнечной энергии пронизала всё пространство. Из леса через поляну, не замечая людей, побежали, поскакали, полетели косули, кабаны с поросятами, зайцы, лисы, птицы…

Что сказал Ярик?

О необыкновенных встречах с животным миром Карадагского заповедника рассказывает егерь Владимир:

«Я здесь проработал около года. Однажды летом иду по тропе и слышу крик хищной птицы. Поворачиваю голову и вижу: сидит ястреб-перепелятник. Я говорю ему: «Привет!» — а он мне отвечает: «Ке-ке-ке…» Я пришёл в восторг! А он сидит метрах в тридцати от меня на сухой ветке и не улетает. Я ему говорю: «Мы с тобой коллеги! Ты охотник, и я охотник. Я приветствую тебя!» Он снова отвечает: «Ке-ке-ке…» Я стал выражать ему своё восхищение, мол, ты красавец и умница. Тут же имя ему дал: «Ты — Ярик!» — говорю и иду себе дальше.

Вдруг слышу сзади шорох, чувствую спиной чьё-то приближение. Оборачиваюсь — а это птица летит прямо мне в затылок! Я аж пригнулся — и она пролетела мимо. Садится метрах в двадцати от меня. «Ярик, — говорю, — за что же так? Я же тебе зла не желаю».

Он так и сопровождал меня метров триста, после каждого моего обращения присаживаясь неподалёку. Что всё это значило? Он пролетал надо мной, и я каждый раз уклонялся. Наконец, понял, что он мне не опасен. После выразительного клёкота, будто он что-то мне высказал, ястреб отлетел и скрылся.

По возвращении с работы ночью спускаюсь с Сюрю-Каи. Кричу: «Ярик! Ты где? Ты спишь? Спокойной тебе ночи!» И он отозвался: стал перелетать с ветки на ветку! Птицы же рано ложатся — получилось, я его разбудил своим криком. Он снова немного меня проводил.

На следующий день всё повторилось. Он ждал меня на том же месте и снова сопровождал всё дальше и дальше. Так мы общались недели три. Я уже позволял ему касаться крылом моего плеча. На каждое обращение он реагировал клёкотом, будто отвечал по-своему. Садился на ветки всё ближе: в десяти, в пяти метрах от меня…

Но однажды исчез. А я уже привязался к нему… Возможно, он нашёл себе пару, это было лето, период гнездования.

Дух ли места говорил со мной через птицу? Или это пространство заповедника магически объединяет мир животных и человека?»

И полоз прощать умеет

«В другой раз, в сентябре, в этих же местах произошёл ещё один интересный случай, — продолжил Владимир. — Проходим по участку втроём. Вдруг видим на дороге огромного двухметрового желтобрюхого полоза. Очень редкий экземпляр, таких один на тысячу. Захотелось его в руках подержать, хотя знаю, что они сильно кусаются, но в крайних случаях, когда посягаешь на их жизнь.

Подхожу и аккуратно наступаю ему на конец хвоста, чтобы схватить. Он поднимается и с раскрытой пастью бросается на мою ногу. Промазал, упал и опять двинулся на меня. Хватаю его правой рукой ниже головы. Он развернулся и впился в кисть моей левой руки между большим и указательным пальцами. Боль ужасная — его зубы как крючки, а он ещё, извиваясь, будто старается вырвать кусок. Сила челюстей у него огромная! Я не мог их разжать…. По руке обильно текла кровь: кисть была пробита насквозь. При этом он выпустил из пор своего тела белую вонючую жидкость, и моя рука была залита этой жидкостью и кровью.

В ужасе я мысленно стал искренне просить у него прощения. И… его челюсть ослабила хватку, мне удалось разжать её большим пальцем. Но полоз сильно обвил мою руку, мышца руки стала сокращаться, его тело это почувствовало, и с каждым сокращением мышцы кольцо сдавливалось всё сильнее. Так змеи душат свою жертву. Я понял: ещё немного — и кости руки затрещат.

Я стал гладить его по голове и по всем кольцам; они стали размякать, а я принялся их разматывать. Мысленно я ласково разговаривал с ним, продолжая просить прощения и с любовью поглаживая его. Он перестал шипеть и раздуваться и, наконец, успокоился.

Я перевесил его через плечо, держа голову в руке. Поднёс его к кустам сочной ежевики, думая, что тотчас уйдёт, как стрела. Но он уползал по траве очень медленно. А затем, высунувшись из кустов, наблюдал, как мы с ребятами собираем и едим крупные спелые ягоды. Его приподнятые голова и туловище поворачивались в сторону той моей руки, которая брала ягоды. Было в этом интересе что-то завораживающее и необычное, подобное чуду».


Тотем времени неподвластен

Змеи — существа необычные и мистические. Удивительную историю поведала преподаватель МХК Н.О. Мороховец:

«В июле 2011 года я гостила у родственников в научном городке Карадагского заповедника. Однажды у подножия Святой горы я, сидя под деревом, конспектировала для своих лекций книгу Д.Д. Фрэзера «Золотая ветвь» — главу о первобытных обрядах охоты и плодородия с участием тотемных животных. Изобразив в тетради знак — свернувшуюся в спираль змею, — я задремала.

Пробудившись, в ужасе увидела рядом с открытой тетрадкой, в полуметре от себя, огромного свернувшегося спиралью ужа. Он в точности повторял мой рисунок, возле которого мирно устроился. Я стала уговаривать его удалиться. Уж выслушал меня внимательно, развернулся и спокойно уполз.

Я перешла в другое место, подальше, но меня вдруг снова сморило на солнышке… Очнувшись, я увидела, что рядом с нарисованным тотемом опять лежит живая змея — на этот раз небольшой полоз. Я вежливо попросила его пропустить меня на тропинку, что он безропотно сделал. Так я увидела на практике, что магические обряды таинственным образом действуют вне времени».

Под патронатом Асклепия

Экскурсовод Евгений Рудь рассказывает о человеке, нашедшем своё родство с Карадагом:

«Когда-то в Щебетовке (посёлок в 3-4 км от Коктебеля) жил знахарь-целитель. Каждое воскресенье он ходил на гору для обряда очищения. Часто его видели там в окружении зверей и птиц, садившихся ему на плечи и руки, когда он кормил их. Когда он приходил на горные поляны собирать лекарственные травы, дикие звери, выйдя из чащи, ложились у его ног как ручные. Почувствовав приближение смерти, знахарь начал восходить на гору Сюрю-Кулу со словами: «Где мой посох упадёт, там меня и закопайте».

Он умер, немного не дойдя до вершины. На могилу положили плиту. Гору назвали Святой, потому что каждый год 14 декабря на закате солнца из могилы на минуту выходит луч зеленовато-голубоватого цвета. Попав в него, можно исцелиться от любой болезни, хоть открывается луч не всем. Я и сам тут исцелился. У меня начала сохнуть рука, врачи были бессильны. Я пришёл к плите целителя 14 декабря 2006 года, на закате, дождался луча и сунул в него руку. В течение трёх месяцев рука полностью восстановилась».

О Святой горе рассказывает экскурсовод Владимир:

«Здесь издревле было место культовых поклонений. У древних римлян тут находилось святилище, у древних греков — капище, где поклонялись Асклепию. Но больше всего эта гора знаменита тем, что в XIV веке на её вершине появилась могила непростого человека — суфия Кемала тюркского происхождения. Паломником он попал в Крым. Отшельник исцелял людей, укрощал бурю, усмирял шторм, в засуху вызывал дождь.

Кемал знал язык деревьев, трав и камней, птиц и зверей. Его могли видеть в двух местах одновременно. После его кончины к могиле из природного камня, огороженной кованой оградой, началось паломничество. Исцелённые рассказывали, что во сне видели старца, который называл причину болезни и путь врачевания. Паломничество продолжалось, пока место не вошло в зону Карадагского заповедника. Но и сейчас здесь происходят исцеления».

О Святой горе рассказывает и доцент Харьковского университета, кандидат философских наук А.Г. Чередниченко:

«От наших бабушек и дедушек до нас дошли сведения, что до войны, когда сильно болел человек, его на кошмах поднимали на гору и несли к плите.

Там он ночевал, а родственники до утра оставались внизу. Исцелившиеся рассказывали, что во сне им являлся старец в белых одеждах и указывал суть болезни и путь к выздоровлению. Затем коренное население было выселено: и татары, и болгары, и армяне, и греки… Обычай был забыт. Однако археологи обнаружили здесь дольмены — погребения в виде каменных ящиков. Ещё в VI веке Стефан Византийский указывает, что если плыть со стороны Херсонеса, то проплываешь мимо Святой горы. По указанным данным, это и есть та самая гора. Автор отмечал, что на вершине есть святилище Асклепия. Стефан упоминает о Таврском Асклепии, в святилище которого тоже оставляли переночевать больного, которому являлось божество. Эта обрядность очень похожа на коктебельскую».

Крым Святая гора

Крым Святая гора

Пришельцы из иных времён

Интересно, что порталы времени, в которые неоднократно попадали гости Карадага, доступны и для животных. Евгений Рудь рассказывает:

«Под горой Сюрю-Кайя есть один грот — небольшая расщелина в скале, где обосновалась колония летучих мышей. По ночам туда повадилась лиса, лакомиться выпавшими из гнезда малышами. Мы её постоянно гоняли — у нас же тут единственный в мире вид летучих мышей. Хотели даже её застрелить. Стреляли много раз, в упор и каждый раз промазывали. Как-то я пытался отогнать её камнями. Смотрю — и не верю своим глазам: камень пролетает сквозь лису! Как будто она — эфирное тело… Я поговорил со старым лесником Витей Чернышёвым, и тот подтвердил, что лиса как будто прозрачная. А с виду абсолютно материальное биологическое тело.

Приехавшие к нам учёные предположили какие-то геомагнетические аномалии, но исчезновение мышат продолжалось. Эфирная лиса питалась совершенно по-земному. Для тех, кто попадал в порталы времени, этот феномен не кажется загадкой».

Сегодня очевидно, что древнейшая земля Карадага — место столь же прекрасное, сколь и таинственное. Человек, готовый стать ей другом и помощником, наверняка сделает тут ещё немало удивительных открытий.

Автор: Нина Яхонтова Источник

Крым Святая гора

Может быть интересно>>> Розовое Сакское озеро — целебная красота в Евпатории

Напишите комментарий